Перейти к содержанию

Советы психолингвиста: как читать и слушать новости в неспокойное время


 Поделиться


Рекомендованные сообщения

Негативное влияние новостей на психику человека особенно остро ощущается в периоды кризисов, катастроф и военно-политических конфликтов. Так, люди, регулярно наблюдающие за этими событиями по новостным каналам, могут иметь симптомы, подобные ПТСР. Усугубляет ситуацию и то, что информационные сообщения — не только источник сведений о происходящем, но и поле боя за умы людей.

Валентин Михайлович Фалин, дипломат и общественный деятель, как-то заметил: «Когда спрашивают о том, что сегодня больше всего угрожает человечеству и всему живому на Земле, обычно называют ядерное, химическое, бактериологическое оружие. Но забывают еще об одном поистине страшном оружии массового поражения, нацеленном прежде всего на мозг человека. Это информация. Пропаганда и  агитация».

На что следует обращать внимание, чтобы обезопасить свою психику?

Драма состоит в том, что у нас есть постоянная потребность в информации

Мы живем в хаотичном мире и нуждаемся в объяснении происходящих вокруг нас событий. Часто случается так, что нам для восприятия оказываются доступны несколько картин мира сразу — и это еще больше мешает разобраться в том, что происходит. Все это запутывает, пугает и лишает нас внутренней устойчивости.

У всех людей разная чувствительность к тексту и смыслам, которые в него вшиты. В ситуации внешнего хаоса, потенциальной угрозы, обвинительных нападок критическая способность ума еще ниже. Многие перестают задумываться о каком-либо событии, предполагая, что текст о происходящем (или спич) авторитетного лица отражает реальность. Это не так. Текст — это всегда интерпретация. И воздействие.

Любая публичная речь или опубликованный для широкой аудитории текст нацелены на то, чтобы привести читателя или слушателя в определенное психологическое состояние и повлиять на ход его мыслей.

Вот несколько речевых приемов воздействия, которые чаще всего применяются в общественно-политическом дискурсе. Они влияют на эмоциональное состояние, становятся призмой, через которую аудитория начинает воспринимать мир, происходящее в нем и себя.

Семантическая категория «свой круг» 

Это активное использование в текстах и спичах личных местоимений в рамках дихотомии «мы» — «они» (другие). Социум структурируется с помощью оппозиции «свои» — «чужие», где последние рассматриваются сквозь призму своих взглядов, интересов, ценностей и часто воспринимаются как помеха к чему-либо. Спич становится способом либо просто очертить свой круг («Мы не такие, как они!»), либо агитировать на борьбу с «врагами».

Ярлыки

Речь идет о приеме, когда чему-либо дается упрощенная характеристика: по частной детали делается общий вывод о свойствах объекта или субъекта. Примеры ярлыков: «шайка», «псих», «иностранный агент», «агрессор» и другие. Чаще всего ярлыки имеют негативную окраску и нацелены на то, чтобы дискредитировать планы и действия оппонента. Говорящий использует их, чтобы вызвать чувство недоверия, страха, ненависти, не прибегая при этом к объективной оценке или анализу происходящего.

Опасность активного использования ярлыков заключается в том, что они вытесняют обычную лексику и легко закрепляются в массовом сознании, автоматически моделируя «образ врага».

Концептуальные метафоры

То есть использование образов и аналогий с целью воздействия на миропонимание. Попытки напрямую объяснить человеку происходящее часто неэффективны: говорящий или пишущий может употребить не то слово, ему может не хватить аргументов — собеседник или читатель может начать сомневаться. Действие же через образ оказывается более действенным.

В чем сила метафоры: она дает обсуждаемому явлению имя и предлагает определенный ракурс его видения. А также предлагает (точнее навязывает) «прогноз». Примеры: «больное общество», «империя зла», «империя лжи», «опухоль». Опасность метафоры в том, что она влияет на наши эмоции и служит толчком для дальнейшего порождения мыслей: раз перед нами опухоль — дальше, вероятно, смерть.

Нарративы и преднарративы

Нарратив (или истории) — привычный для многих формат общения в социальных сетях, который можно назвать «мягкими» новостями. Автор (говорящий) рассказывает то, что видел или слышал, пропуская все через личный опыт и ценности. При этом у читателя или слушателя события разворачиваются как будто сами по себе, в то время как в текст вшиты авторские смыслы.

Огромное количество людей делятся последними новостями в сети, и почти каждое личное повествование заканчивается воздействием: либо оценкой, либо призывом

Преднарратив, в отличие от нарратива, это не оформленная, фрагментарная история. В ней уделяется внимание неоднозначностям, живому опыту, на который еще не наложены требования повествования. Чаще нарратив не трактует происходящее, а запускает обсуждение реальности. Говорящий предъявляет несколько фактов, задает вопросы. Структура может выглядеть так: «Вот посмотрите, что происходит… Как так можно?»

Если говорить про коммуникативную цель, то в преднарративе важно не то, соответствует или не соответствует реальности сказанное, важен резонанс с аудиторией. Преднарративы способны провоцировать панику и агрессию и являются инструментом управления аудиторией.

Сейчас всем непросто. Мир меняется и делает это с высокой скоростью. Мозг адаптируется под эти перемены. Главное — не потеряться в море информации, не принимать поспешных решений, быть критичнее ко всему, что пишется и говорится. Опираться на свои ценности и искать свои смыслы. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...