Jump to content

Почему ж/д рельсы всегда под напряжением и насколько это опасно?


VAOZ
 Share

Recommended Posts

Железная дорога — место повышенной опасности, здесь нет никакого секрета. На путях можно как минимум получить удар током, как максимум — удар электричкой. «Но железнодорожная система отличается от метро, тут же вместо контактного рельса воздушная линия электропередач — какой еще удар током?» — Возмутитесь вы и будете отчасти правы. Дотронуться до линии вы не сможете, но отсутствие в свободном доступе для человека высоковольтных проводов еще не означает, что те же рельсы полностью обесточены.

Ежедневно на железнодорожные пути близ индонезийской деревушки Рава Буайя ложатся десятки людей. Нет, жители не спешат покончить с жизнью, они таким экзотическим образом пытаются наоборот лечить хронические болезни, используя в медицинских целях электрическое напряжение, подаваемое на рельсы. Все началось с того, что как-то раз на рельсы лег парализованный местный парень. Как раз чтоб свести счеты с жизнью. Но что-то пошло не так, и от удара током он чудным (ударение уже выбирайте сами) образом неожиданно исцелился. Подтверждений у этой легенды нет, что не останавливает местных жителей от занятий электрошоковой рельсотерапией.

Насколько подобное лечение эффективно? Давайте разбираться. Электропоезд снимает ток либо с контактного рельса, если мы говорим про метро, либо с воздушной линии электропередач. Напряжение на них 750-900 и 3 000 вольт соответственно. На железных дорогах, электрифицированных постоянным током, а также в метрополитене принята положительная полярность контактной сети: «плюс» подается на контактные провод или рельс, в качестве «минуса» выступают пути.

Так как обратным «проводом» в этой цепи являются рельсы, а их практически невозможно изолировать от земли, часть тягового тока ответвляется. Эти токи называются «блуждающими». Их направление предугадать практически невозможно. Блуждающие токи протекают не только в земле, но и по встречающимся на их пути металлическим частям различных подземных сооружений. Так как имеется разность потенциалов между металлом (рельс, трубопровод) и землей, то в этих зонах возникает электролиз и происходит электрохимическая коррозия металла.

Помимо этого, по условно «нулевым» рельсам протекает слабый ток со своим кодом (не программным, а интервальным, ток подается импульсами). Это нужно для светофорно-световой сигнализации о свободном или занятом перегоне пути и для контроля целостности железнодорожных путей. По всей протяженности рельсы разбиты на участки (перегоны), которые в свою очередь делятся на блок-участки, по границам которых установлены путевые светофоры. Проезжая по очередному блок-участку, электропоезд замыкает цепь, релейные шкафы, установленные вдоль пути, расшифровывают сигнал и выдают нужное показание светофора. Красный — блок-участок занят, желтый — свободен только ближайший блок-участок, зеленый — свободно два и более блок-участка.

Вторая функция у слабого тока, протекающего по рельсам, — контроль целостности. Если не дай бог на каком-то участке появился разрыв цепи, то информация тут же поступает на пульт диспетчера и на место разрыва направляется ремонтная бригада.

Теоретически вы можете замкнуть эту слаботочную цепь чем-то большим и металлическим. Удар током вам в этом случае не грозит, зато грозит разборка с полицией, так как подобная манипуляция также отражается на пульте у диспетчера. Так что железнодорожные пути в самом деле место повышенной опасности, но получить удар током от прогулки по рельсам вы не сможете, как не старайтесь. И не пытайтесь лечиться рельсоетрапией, ведь это опасное и бессмысленное занятие.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...