Перейти к содержанию

Про человеческие влечения и животные инстинкты


VAOZ
 Поделиться


Рекомендованные сообщения

По определению в словаре Лапланша-Понталиса (главный словарь психоаналитика):

«Влечения – это динамический процесс, при котором некоторое давление (энергетический заряд, движущая сила) подталкивает организм к некоторой цели».

Условно: хочу пить – иду к воде.

«…В немецком языке влечение обозначается двумя словами: Instinkt и Trieb. Слово Trieb – германского происхождения, употребляется давно и связано по смыслу с «толчком» (treiben – толкать); при этом подчеркивается не какая-то конкретная цель или объект, но скорее общая направленность движения и невозможность противостоять толчку».

«…Фрейд употреблял и четко разграничивал два различных термина. Говоря об инстинкте, он имел в виду биологически наследуемое поведение животных, характерное для вида в целом, развертывающееся по заранее определенным схемам и приспособленное к объекту…».

Трудно себе представить кошку или, скажем, лося, не уверенных в том, кто они: самка или самец, с кем и как им спариваться, что делать с новорожденными детенышами, поможет ли эта ягода при диарее, и опасен ли вон тот здоровенный шерстяной хрен с кисточкой на хвосте.

Потому что инстинкт.

Человек же, напротив, ничего не будет знать о своей «природе» без Другого. Потому что «знания» у человека создаются в дискурсе Другого, а не наследуются в виде инстинктов. «А как же инстинкт самосохранения?», - вопрошают возмущенные студенты, услышав на лекции заявление, например, Виктора Ароновича Мазина о том, что нет у человека никаких инстинктов.

Куда же девается упомянутый инстинкт самосохранения у страдающей анорексией, которую при весе в 30 кг. невозможно накормить добровольно? Или у самоубийц: быстрых – вроде мотогонщиков, или медленных – вроде запойных алкоголиков?

«А это психически нездоровые люди, поэтому инстинкты не работают», - сразу же отвечают студенты, даже не понимая, что сам этот аргумент опровергает первичность и непреложность инстинкта и постулирует главенство психики.

А вот у медведя психика не главенствует над инстинктом. Можно сколько угодно демонстрировать самцу медведя картинки призывно зевающих медведиц или медвежьего порно – он останется к этому равнодушен. Его половые инстинкты активизируются только в сезон половой охоты рядом с самкой в эструсе. А человек мгновенно испытывает сексуальное возбуждение, насмотревшись соответствующих картинок просто у себя в голове.

В основе человеческой сексуальности лежит фантазм, а не накопление половых продуктов, как считал, например, Крафт-Эбинг — отец сексологии. И уж, конечно, не инстинкт продолжения рода человеческого в своём лице, внезапно просыпающийся у сельского слесаря Суходрищева после каждой второй стопки водки.

Человеческая сексуальность – это психосексуальность, и к инстинкту она не имеет никакого отношения.

Инстинкт размножения в животном мире работает в условиях репродуктивного полового диморфизма. А пол человека – это чрезвычайно сложная и многогранная категория.

Ядерная половая идентичность – это не директива, а результат сложной психической детерминации в дискурсе Другого. Сначала в диаде «мать-дитя», потом в эдипальной триангуляции, где появляется «отцовская функция». Это количественный, экономический параметр, а не альтернативный, бинарный.

То, что половая идентичность (я намеренно не употребляю слово «гендер» — не перевариваю его) — не сводится к общественным ролевым экспектациям, надстроенным над биологическими признаками, поняли уже в Древней Греции. Но в 21 веке люди все еще говорят о половых инстинктах человека!

Психоанализ соотносит мужское и женское, скорее, с позициями активности или пассивности — причем, в конкретный момент, а не вообще. Больше никакого «мужского» или «женского» (поведения, проблем, характеров, сексуальностей и т.п.) в психоанализе нет.

Более того, психоанализ показывает, что далеко не всегда генитальный контакт с объектом противоположного пола – это единственная, неизменная и конечная цель любого полового общения. Объект сексуального влечения условен и переменчив, он далеко не всегда находится в теле (своем или другого), и в истории развития субъекта он претерпевает многочисленные превращения.

На клиническом материале исследований инфантильной сексуальности Фрейд выявил многообразие и раздробленность целей влечений (частичные влечения), их связь с определенными соматическими источниками и физиологическими процессами.

Никто не станет спорить с тем, что рот – эрогенная зона, а поцелуй – эротический процесс. Но, если руководствоваться богоспасаемой логикой «нормальности» и «зрелости» полового общения только гениталиями, то поцелуй вполне можно отнести к перверсии, то есть, половому извращению. Не говоря уже про «микс» из половых органов и рта.

Как же эротизируется рот? Каким образом и почему слизистая рта превращается в эрогенную зону?

Когда младенец сосет материнскую грудь, к физиологической потребности в пище присоединяется специфическое возбуждение, которое будет нуждаться в специфической разрядке – удовлетворению в сосании, которое заканчивается полным покоем (в идеале - сном). Позже, когда психический аппарат младенца усложнится и будет способен к обработке представлений и фантазированию, это специфическое возбуждение сможет получать разрядку, даже если груди не будет рядом. Младенцу достаточно лишь представлять материнскую грудь в то время, когда он будет сосать собственный палец (аутоэротизм).

Когда младенец сосет палец или пустышку – он не получает молока, не удовлетворяет голод. Он вполне может сосать палец, будучи сытым. Значит, это не потребность в еде. Это совершенно другое, специфическое напряжение; возбуждение, которое ищет соответствующей разрядки. Палец (руки, ноги, резиновая соска) выступают суррогатами материнской груди, но замена суррогатом не была бы возможна без фантазирования, работы воображения, ассоциирования и пр. Попробуйте дать щенку вместо материнского соска резиновую пипетку!

Далее, по этой же схеме происходит эротизация выделительной функции в анальной фазе, и только потом либидо направляется к гениталиям.

Но не все либидо, а лишь та его часть, что, скажем так, осталась от фиксаций на предыдущих фазах развития. И если «осталось» совсем мало — тогда для некоего субъекта отношения с шоколадным пончиком или хординг - будут намного сильнее эротизированы, чем область гениталий: своих или чужих.

Это не значит, что упомянутый субъект будет пытаться засовывать гениталии в пончик или тереться ими об коллекционные марки. Это значит, что влечение к оральным удовольствиям или спазму гладкой мускулатуры у него будет гораздо более сильным, а наслаждение от его удовлетворения – более мощным, чем оргазм. Это не отменяет возможность получать генитальный оргазм, но будем честны: кому он нужен, когда есть шкворчащий бифштекс, хорошее вино и застольные беседы?

Культура навязывает нам пестико-тычиночные стереотипы, в которых у классного человека должно быть много классного (генитального плюс-синус) секса с такими же классными людьми моложе 30-ти лет из тренажерного зала с солярием. Человеку в таких репрессивных условиях не остается никакого выбора, кроме бессмысленного и беспощадного терзания своих и чужих половых органов в поисках «чуда».

Поэтому, если от вас ушла жена, это вовсе не значит, что у кого-то «длиннее» или «дольше», возможно, там просто есть барбекюшница и нет разговоров про "фригидность".

Частичных влечений к частичным объектам, которые конституируют человеческую психосексуальность – пруд пруди. Это оральные влечения, скопические влечения или «влечения взгляда», (подглядывание, демонстрация себя). Некоторые авторы выделяют, также, аудиальные (слуховые) влечения - ну кто не слышал о пресловутом сексе по «телефону», который живее всех живых даже в эпоху HD-видео? Это анальная эротика, под которой понимается вовсе не одноименная сексуальная практика, а, скорее, характерологическая история («Характер и анальная эротика», Фрейд, 1908), и проч., и проч.

Эти частичные влечения поочередно выполняют (а иногда и сохраняют во взрослом состоянии) ведущую роль в жизни субъекта - не только эротической, а жизни вообще! Они не зависят от генитальной области, они могут включаться в коитус или заменять его полностью. И надо понимать, что речь идет не о каких-то извращенцах, а о высокофункциональных, хорошо интегрированных людях, психика которых просто устроена сложнее, чем у кролика, как бы ни была удобна и привлекательна обратная перспектива.

"...Наконец, последний аспект влечения у Фрейда – это сила, как количественный, экономический фактор, как «побуждение психического аппарата к работе». Именно во «Влечениях и судьбах влечений» (1915) Фрейд соединил эти четыре аспекта – силу, источник, объект, цель – в общем определении влечения. <...> Где место этой силы, которая давит на организм изнутри, побуждая его к действиям, способным вызвать разрядку возбуждения? Что это – телесная сила или психическая энергия? Фрейд по-разному отвечает на этот вопрос, определив влечение как «пограничное понятие между психикой и соматикой".

Ольга Календарева

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...