Перейти к содержанию

Ровно 40 лет назад, 18 марта 1980 года на космодроме Плесецк произошла авария


VAOZ
 Поделиться


Рекомендованные сообщения

Ровно 40 лет назад, 18 марта 1980 года на космодроме Плесецк произошла авария с многочисленными человеческими жертвами.

За 2 часа 15 минут до запланированного запуска ракеты-носителя Восток-2М произошёл взрыв. На момент взрыва в непосредственной близости от ракеты находился 141 человек. В пожаре погибло 44 человека. 43 человека получили ожоги различной степени тяжести и были доставлены в госпиталь, четыре человека впоследствии скончались.

Катастрофа, повлёкшая за собой большое количество жертв, была вызвана применением каталитически активных материалов при изготовлении фильтров перекиси водорода.

Хронология событий.
Накануне, 17 марта ракета была установлена на стартовом комплексе № 43/4. Автономные и генеральные испытания были пройдены без замечаний.

К моменту взрыва 19 часов 01 минута, ракета уже была полностью заправлена керосином. Происходила заправка жидким кислородом и жидким азотом. Завершалась заправка перекисью водорода.

По показаниям большинства очевидцев, первая вспышка произошла в районе третьей ступени. Через несколько секунд произошёл взрыв ниже нулевой отметки и начался обширный пожар. Во время пожара произошло ещё 3—4 взрыва.

Благодаря мужеству и отваге участников спасательной операции множество людей всё же удалось вывести в безопасное место. Один из спасателей погиб. Ещё до полной ликвидации пожара, в течение трёх дней, вёлся поиск и извлекались тела погибших.

При расследовании аварии было выдвинуто девять версий причин катастрофы. Шесть версий основывались на взрыве перекиси водорода в нижней части ракеты. Три версии объясняли катастрофу локальным взрывом, наблюдавшейся вспышкой, в районе третьей ступени. Было установлено, что в месте подключения заправочного шланга к баку с жидким кислородом третьей ступени имелась течь, и расчёт намеревался устранить её, обмотав стык мокрой тканью. И хотя фактически во время заправки ткань применена не была, комиссия заключила, что к катастрофе привёл «взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчёта».

Последствия.
23 июля 1981 года удалось избежать аналогичной катастрофы. Перекись водорода начала разлагаться ещё в наземных магистралях, образуя взрывоопасную смесь. Было установлено, что при производстве фильтров перекиси водорода применялись каталитически активные материалы. Завод, производивший фильтры, перешёл на использование свинецсодержащего припоя. Имеется документ, согласующий изменение марки припоя при производстве. Рационализаторское предложение по замене припоя исходило от завода-производителя и, не получив должного внимания со стороны химиков, было согласовано и подписано главным конструктором в числе прочих документов. На сегодняшний день, однако, не сохранилось документальных подтверждений, что годом ранее были использованы аналогичные фильтры.

5 февраля 1996 года, на основании Акта межведомственной комиссии по дополнительному расследованию причин катастрофы 18 марта 1980 года, было подписано Решение о реабилитации боевого расчёта 1-го ГИК МО. В тексте решения указано, что катастрофа произошла не по вине личного состава боевого расчёта космодрома.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...