Jump to content

История строительства первой кольцевой линии московского метро


VAOZ
 Share

Recommended Posts

В Москве много достопримечательностей, и одной из самых выдающихся по праву можно назвать метро. Метрополитен – ритмичное сердце столицы, основной вид московского транспорта. А еще это памятник бурного прошлого и яркого настоящего, главная составляющая идентичности города. Чтобы познакомиться с Москвой, нужно увидеть ее метро, а лучше − самую красивую линию – Кольцевую.

Пассажиропоток московского метро – один из самых интенсивных в мире. Ежедневно эта транспортная система обслуживает около девяти миллионов человек. Метро Москвы состоит из 14 линий, а длина маршрутной сети превышает 414 километров в двухпутном исчислении без учета монорельса и Московского центрального кольца (МЦК). 48 станций признаны объектами культурного наследия и более 40 − памятниками архитектуры.

Начало Московского метрополитена
С чего началась история метрополитена Москвы? Первые чертежи относятся ко времени Российской империи, тогда как само строительство стартовало только в 1931 году. Первые станции были открыты для пассажиров в 1935 году, а длина участка первой ветки – Сокольнической – составляла всего 11 километров. Изначально планировалось построить 10 линий общей длиной 80 километров. Несмотря на то, что в строительстве самих станций и тоннелей были задействованы советские рабочие и волонтеры, проектированием занимались люди, которые ранее работали над Лондонской подземкой. В процессе работы зарубежным инженерам пришлось досконально изучить топографию и особенности местности.

Кольцевая линия метро.
Сегодня сложно в это поверить, но Кольцевая линия не входила в первоначальные планы по строительству Московского метрополитена. Вместо нее планировалось построить «диаметральные» линии с пересадками в центре города. Однако после открытия второй очереди метро в 1938 году выяснилось, что нагрузка на пересадочные узлы в таком случае была бы слишком большой. В 1939 году на чертежах впервые появилась кольцевая ветка, но ее форма была далека от сегодняшней круглой.

Строительство Кольцевой линии началось, когда на горизонте забрезжило окончание Великой Отечественной войны, а ее исход стал очевиден. Первоначально ветка не включала станции «Рижская» и «Савёловская», потому что в то время пассажиропоток на одноименных вокзалах был незначительным. Сегодня от Рижского вокзала ходит всего два поезда дальнего следования, а с 1999 года с Савёловского вокзала отправляются только пригородные поезда.

Этапы строительства.
Открытие первого участка кольца от станции «Парк Культуры» до «Курской» состоялось 1 января 1950 года. Он частично проходит под Садовым кольцом − круговой магистральной системой улиц в центре Москвы, однако северная часть находится на расстоянии от 1 до 1,5 километра от него. Станции участка расположены на всех главных площадях столицы: «Октябрьская», «Добрынинская», «Павелецкая» и «Таганская». Вторая часть круговой ветки от станции «Курская» до «Белорусской» была открыта в 1954 году – и именно тогда первое кольцо метро замкнулось, пройдя через Красную Пресню (там же было построено депо для линии) и Киевский вокзал.

Длина всей линии составляет 19,4 км, количество станций – 12. Она полностью расположена под землей: на Кольцевой нет ни одного наземного участка.

Почему коричневый?
В изначальную задумку не входил коричневый цвет для маркировки линии. И она не была такой первые восемь лет своего существования – более того, она даже не была круглой. Популярный миф, появившийся в 1980-х годах для привлечения туристов, гласит, что Сталин поставил кофейную чашку на чертежи будущей московской подземки, оставив на них соответствующий отпечаток. Никто не мог возразить лидеру Советского Союза, поэтому линию обозначили именно таким цветом. Но все это – лишь слухи. На самом деле проектировщики метрополитена руководствовались элементарными правилами цветовой гармонии. Впервые у Кольцевой линии цвет (и не один, а два) появился на чертеже 1949 года.

Схема, на которой кольцо получило характерный цвет, представляет собой листовку с планируемой трассировкой метро. Заголовок гласит: «Схема большого подземного кольца Московского метрополитена». По неизвестным причинам эта карта нехарактерно повернута на 88 градусов по часовой стрелке. Первый участок окрашен в красный цвет, а второй − в коричневый. И наконец в 1957 году появляется карта метро с ветками привычных нам цветов: Сокольническая линия – красная, Замоскворецкая – зеленая, Арбатско-Покровская – синяя и Кольцевая – коричневая.

Памятник архитектуры.
Строительство линии обуславливает вид станций, дизайн которых прославляет военную мощь русского народа. Почти каждая станция имеет свое культурное значение. На «Парке Культуры» использовано пять видов мрамора, от светло-серого до черного с прожилками. Станция украшена ампирными люстрами и мраморными барельефами, выполненными по эскизам художника Исаака Рабиновича, который также оформлял павильон СССР на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке.

Главной темой «Таганской» стала средневековая архитектура. Пересечения арок создают своеобразный крестовый свод, подобный тем, что встречаются в русских боярских палатах XIII-XVI веков. Колонны щедро украшены майоликовыми панелями в стиле мастерской Андреа делла Роббиа, знаменитого флорентийского скульптора XVI века.

«Комсомольская» задумывалась как «ворота» в Москву, что объясняется ее расположением под площадью трех самых оживленных вокзалов. Дизайн представляет собой наиболее красочное воплощение сталинского ампира с элегантными бронзовыми люстрами, мраморными аркадами и монументальными мозаиками из смальты. Сегодня станцию украшают восемь мозаичных панно, выполненных в стиле древней храмовой архитектуры. На них изображены знаменитые русские воины, полководцы, а также революционер В.И. Ленин, произносящий речь на Красной площади.

«Новослободская» − одна из самых торжественных станций Московского метрополитена. Она декорирована 32 витражными панно, созданными по эскизам известного советского художника Павла Корина. Витражи были изготовлены в Латвии, поскольку в России на тот момент не было ни традиции работы с ними, ни мастеров этого дела. Перед открытием станции архитекторы боялись, что у москвичей она будет ассоциироваться с католическими костелами, но вместо этого жители сравнивали ее с подводным миром.

«Киевская» − последняя станция, построенная на Кольцевой. Ее создавали под личным руководством генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва, который инициировал политику «оттепели» и ликвидировал культ личности Иосифа Сталина. Считается, что с помощью элегантного декора станции Хрущёв отдавал дань уважения своей украинской родине. После открытия станции советский лидер объявил войну излишествам в архитектуре. Вестибюль «Киевской», как и некоторых других станций, отделан мрамором и гранитом, а колонны украшены 18 мозаичными панно во флорентийской традиции.

Импульс к дальнейшему развитию.
Кольцевая линия оказалась ключевой в развитии Московского метрополитена. Часто радиальные линии строились «от кольца», лишь впоследствии соединяясь центральным участком. Сейчас каждая из двенадцати станций на Кольцевой линии пересадочная, тогда как в 1954-м, при замыкании кольца, пересадочных было только шесть. Последняя остававшаяся на линии станция без пересадки − «Новослободская» − получила переход на станцию «Менделеевская» в 1988 году.

Будущее метрополитена.
Сейчас московское метро активно развивается, новые станции открываются каждый год. В 2016 году была запущено Московское центральное кольцо. Это маршрутная линия железнодорожного пассажирского транспорта, частично интегрированная с метро по системе оплаты проезда и пересадкам. Она состоит из 31 станции, а длина линий составляет 54 километра.

До конца 2024 года планируется открыть 35 новых станций и 76 км линий метро за счет строительства новой Троицкой ветки, продления Калининско-Солнцевской линии до аэропорта Внуково, Сокольнической – до станции «Новомосковская», Люблинско-Дмитровской линии – до поселка Северный. Кроме того, начнется строительство новых Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской веток метро.

Самым масштабным на сегодня проектом в истории метростроения в России является Большая кольцевая линия (БКЛ) метро. Ее длина составит 70 километров, в нее войдет 31 станция. Ее полностью введут в 2022 году, разгрузив действующие станции внутри кольца и саму Кольцевую.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...