Перейти к содержанию

Самый опасный аэропорт в мире: история Кайтака


VAOZ
 Поделиться


Рекомендованные сообщения

Воздушная гавань закрылась в 1998 году, но при одном воспоминании о ней пилоты до сих пор вздрагивают

В 1912 году два предприимчивых бизнесмена Хо Кай и Ау Так прикупили земли в гонконгском районе Коулун. Уже через несколько лет они поняли, что лучший бизнес, который можно организовать на этой земле, — это продать ее. Тем более что местные власти интересовались Коулуном и хотели приобрести землю, кажется, под какой-то там аэродром…

В 1924 году некто Гарри Эбботт открыл на аэродроме Школу авиации Гарри Эбботта (кажется, он не долго думал над названием), потом еще несколько аэроклубов раскинули близ Коулуна крылья своих самолетов. В 1935-м тут была построена первая контрольно-диспетчерская башня, а через год появились внутренние коммерческие рейсы. Но по-настоящему аэропорт Кайтак оформился только во время войны, в японскую оккупацию.

Занявшие Гонконг в 1941 году японцы решили превратить Кайтак из любительского аэродрома во взрослый, полный достоинства аэропорт. В 1941-м они начали сооружение двух ВПП, 07/25 и 13/31, выходящих прямо в бухту.

При строительстве использовался труд захваченных союзных пленников, которые оставили западному миру множество свидетельств того, с каким энтузиазмом день и ночь работали над аэропортом японцы и с каким, не меньшим энтузиазмом они заставляли работать пленных. Кроме того, для строительства оккупанты разобрали историческую стену вокруг Коулуна, чем усугубили недовольство местных жителей.

После окончания войны работа над Кайтаком продолжалась. В 1957 году ВПП удлинили до 1664 метров, а в 1974-м — до 3390. Пассажирский терминал начал работу в 1960-х.

Пока все звучит вполне невинно, и совершенно непонятно, почему Кайтак регулярно возглавляет список с волнующим названием «Самые экстремальные аэропорты мира». Верно? Сейчас объясним.

Пока аэропорт мужал и отстраивался, соседние районы тоже времени не теряли — вовсю росли. И если в начале своей биографии Кайтак мог рассчитывать на некоторую приватность, то к 1970-м годам он оказался беспардонно зажат между жилыми районами с небоскребами и чувствовал себя так же, как пассажир метро в час пик (одни легендарные трущобы Коулун чего стоят!).

Чтобы снизиться и подлететь к ВПП Кайтака, пилоту нужно было проделать ювелирную в авиационном смысле слова работу: пролететь, не касаясь крыш небоскребов, и совершить резкий поворот на 47 градусов на высоте 200 метров, после чего выйти на посадочную прямую на высоте 40 метров. Не помогали делу и капризные переменчивые ветра, частые гости в регионе.

По расхожей пассажирской легенде, из самолета, подлетавшего к Кайтаку, можно было разглядеть, что смотрят по телевизору жители окружавших аэропорт небоскребов. Тем временем среди пилотов распространилась примета: если тебя поставили на полет в Кайтак, ты достиг определенного уровня мастерства и можешь обоснованно собой гордиться.

Таким образом, посадка в аэропорту Коулуна была опасна со всех сторон. Но если вы ждете подробностей авиакатастроф в Кайтаке, то вынуждены вас огорчить: конечно, инциденты тут были, даже с жертвами, но не больше, чем в других аэропортах, да и то в основном на заре и ранним утром авиации.

Самая большая катастрофа в Кайтаке случилась 24 августа 1965 года. Тогда военно-транспортный «Геркулес», принадлежавший военно-морским силам США, разбился сразу после взлета, унеся жизни 59 человек из 71 присутствовавших на борту.

В остальном всё было хорошо: да, самолеты пролетали прямо над головой, но мало ли что в жизни бывает. Власти Гонконга забили тревогу лишь в конце 1980-х, когда Кайтак стал пропускать в год вместо положенных ему 24 миллионов пассажиров 29,5 миллиона и превратился в третий по пассажиро- и грузопотоку аэропорт в мире. Очевидно, нужно было принимать меры, и быстро.

Уже 6 июля 1998 года в 00:02 с легендарной взлетной полосы 13/31 в воздух поднялся последний (тогда еще не знали, что надо говорить «крайний») для Кайтака коммерческий рейс авиакомпании Cathay Pacific, он направлялся в лондонский Хитроу. В контрольной башне аэропорта глава гражданской авиации Гонконга произнес речь. «Прощай, Кайтак, и спасибо тебе», — сказал он перед тем, как погасить огни. Эпоха самого опасного аэропорта в мире кончилась. Отныне все рейсы в Гонконге обслуживал прогрессивный, комфортный и безопасно расположенный на острове аэропорт Чхеклапкок.

В наши дни ничто не напоминает о былой славе Кайтака: его терминалы превратились в руины, полосы — в пыльные дороги. Но память о нем будет вечно жить в Интернете: в сотнях роликов и тысячах фотографий летящих меж небоскребов «Боингов».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...