Перейти к содержанию

Мифы о чтении


VAOZ
 Поделиться


Рекомендованные сообщения

1. Нужно читать слово за словом

Неверно. Из-за способности фиксировать и из-за того, что целью чтения является восприятие общего смысла, а не восприятие значения каждого слова.

2. Невозможно читать со скоростью, превышающей 500 сл/мин

Неверно. Благодаря тому, что мы можем воспринять за одну фиксацию до шести слов одновременно и совершать четыре фиксации в секунду, абсолютно реально развить скорость чтения до 1000 сл/мин.

3. При скорочтении невозможно оценить содержание читаемого

Неверно. Поскольку человек, овладевший скорочтением, способен лучше понять значение читаемого текста, он может в большей степени сконцентрировать своё внимание на его содержании, а также располагает большим временем для повторного обращения к тем местам текста, которые представляют для него наибольший интерес и более значимы.

4. Средняя скорость чтения заложена природой и поэтому оптимальна

Неверно. Потому что средняя скорость чтения не является природной способностью человека. Она — результат несовершенного первоначального обучения чтению в сочетании с неполным знанием о том, как работают глаза и головной мозг при всех возможных скоростях.

5. Водить пальцем по читаемым словам плохо

Неверно. Когда дети учатся читать, они часто водят пальцем по читаемым словам. Мы привыкли считать, что это неправильно, и стараемся отучить детей от этой привычки. Но теперь стало известно, что неправы мы, а не дети. Вместо того чтобы постоянно твердить, чтобы они убрали палец со страницы, нужно просить их водить пальцем побыстрее. Очевидно, что движение руки не замедлит движений глаз, а помощь такого приёма в выработке плавного ритма чтения неизмерима.

Для того чтобы увидеть разницу между движениями глаз при использовании средства наглядности и без него, попросите кого-нибудь из приятелей представить большую окружность примерно в футе от себя, а затем попросите медленно и внимательно провести взглядом по всему периметру. Понаблюдайте за его глазами и увидите, что, вместо того чтобы описать окружность, они опишут траекторию, больше напоминающую неправильный многоугольник.

После этого попросите друга следить за кончиком вашего пальца, с помощью которого медленно опишите в воздухе круг. Следите за его глазами и увидите, что они почти точно повторят движение вашего пальца, а описанная фигура в итоге будет более напоминать круг.

Этот простой эксперимент указывает также на то, каких значительных улучшений в своей деятельности может достигнуть человек, если его вооружить основами знаний о физических функциях глаза и головного мозга. Во многих случаях можно даже обойтись без длительной тренировки и утомительной практики. Результат, как, например, в данном случае, виден тут же.

Указательный палец не является единственным средством визуальной наглядности, которым может пользоваться читатель. Если ему так удобнее, он может взять ручку или карандаш, что инстинктивно и делают многие. Сначала будет казаться, что из-за средства наглядности процесс чтения замедляется. Это происходит потому, что мы все думаем, что читаем намного быстрее, чем на самом деле. Но в действительности скорость чтения при использовании средства зрительной наглядности повышается.

С помощью приёма использования средства зрительной наглядности читатель может тренироваться в схватывании взглядом одновременно нескольких строк, что не только вполне возможно с физиологической точки зрения, но и очень полезно при чтении несложного материала, а также при предварительном и повторном просмотрах текста. Это также способствует и повышению обычной скорости чтения. Во время такого чтения важно всегда пользоваться средством наглядности, так как без него глаз будет стремиться отклониться в другую сторону, блуждая по странице.

6. Ребёнка невозможно научить читать раньше пяти-шести лет

Неверно. Возраст, когда мозг уже готов учиться чтению, индивидуален. Однако офтальмологи не советуют учить ребёнка читать раньше 5–6 лет, пока ещё не закончилось формирование цилиарной мышцы. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.

7. «Мне и так тяжело сосредоточиться, я улетаю мыслями, начинается размышление, обдумывание. Скорочтение мне не поможет».

Вы удивитесь, но как раз именно скорочтение поможет сконцентрироваться и не улетать мыслями. Мозг думает быстрее, чем мы читаем, ему скучно, ему тяжело ждать, поэтому он начинает отвлекаться, размышлять дальше, додумывать сам. Ведь разуму нужны не буквы и не отдельные слова, а смыслы, идеи. Пока мы дойдём до конца предложения или абзаца, чтобы понять идею, наш мозг способен подумать о десяти других вещах. Как только скорость растёт, ему некогда отвлекаться, внимание сосредотачивается только на тексте.

8. Читать быстро могут только избранные, обычному человеку это не дано

Да, существуют уникальные люди, читающие 200 000 – 500 000 символов в минуту, то есть сразу за секунду несколько страниц. И нам, простым смертным, такое не осилить. Но читать в 2–3–5–10 раз быстрее среднестатистического человека может каждый. Это не заоблачные цифры, а норма скорости нашего обычного мышления.

Представьте себе, будто вы слушаете, как читает первоклашка. Читает по слогам, медленно, иногда путаясь, устаёт от двух предложений и безнадёжно смотрит вам в глаза в полной уверенности, что чтение — тяжкий труд. Разве вы уверены, что он так и будет всю жизнь читать? Конечно, вы понимаете, что со временем, с опытом и тренировкой у него будет получаться быстрее, для этого не надо рождаться с необыкновенными способностями.

А теперь представьте, что точно также на вас смотрят быстрочитающие люди, которые знают, что можно читать быстрее и легче. Просто со временем, с опытом и тренировкой…

9. Для быстрого чтения нужно иметь широкий угол зрения, для того чтобы за одну фиксацию взгляда охватить как можно больше текста

Фокус зрения читателя зависит от того, насколько знаком ему текст. Чем более незнаком текст, тем фокус зрения уже. Незнакомое слово будет читаться по буквам. Чем более знаком текст, тем фокус зрения шире — в этом случае даже нетренированный читатель воспринимает текст как единую картинку. То есть невозможно читать любой текст с одинаково широким углом зрения.

Источники: Тони Бьюзен «Научите себя думать!»
1
2

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...